Ляля Чёрная


Выдержка из книги И.И.Ром-Лебедева
"От цыганского хора - к театру  «Ромэн »:
Записки московского цыгана"   
(стр. 212-215)

Ляля Черная





Не могу не рассказать об удивительной цыганке нашего времени — танцовщице, актрисе, певице,— имя которой известно всему миру.

...В тридцатые годы наш театр выехал на гастроли в Ялту. Я с группой актеров направился в Дом-музей А. П. Чехова. Встретила нас Мария Павловна. Узнав, что мы московские цыгане, актеры,— она очень обрадовалась и с удовольствием стала рассказывать об Антоне Павловиче и о тех, кто посещал этот домик... Потом, вдруг улыбнувшись, сказала:

— Когда-то мы с Антоном Павловичем жили в усадьбе Киселевых — «Бабкино», недалеко от Воскресенска (Истра)... В этой усадьбе жил Левитан.

Так вот, сын Киселевых — Сергей... Сергей Алексеевич — женился на цыганке... Пыганке Маше! Красивая была! Яркая... Плясала! Ой!..
И вдруг артистка из нашей группы говорит:

— Мария Павловна, а я — дочь Сергея Алексеевича — Надя... Киселева.

Мария Павловна всплеснула руками и бросилась обнимать и целовать Надю, потом, усадив ее на знаменитую скамейку, на которой когда-то сидели Антон Павлович и Горький, со слезами на глазах попросила: «Ну, расскажи, расскажи. Наденька, о маме, о Сереже...»



А.С.Андреева и Мария Георгиевна Полякова
Мать Нади, Мария Георгиевна, была дочерью простой русской женщины Агриппины Алексеевны и тульского цыгана-лошадника Георгия Николаевича Полякова.
Из этой полу цыганской семьи, большой
  красивой, талантливой, впоследствии вышли великолепные плясуньи, художники, певцы...

Мария Георгиевна, тогда еще молоденькая цыганочка Маша, с двумя сестрами. Соней и Верой, приехала в Москву. Приехала искать счастья в московских цыганских хорах.


Маша поступила в хор моего отца — Ивана Григорьевича Лебедева. Вскоре обаятельная плясунья познакомилась с частым и именитым гостем — князем Сергеем Сергеевичем Голицыным, сыном князя Голицына и цыганки Александры Гладковой.

Как и полагалось в те времена, князь увез плясунью из хора на тройке— и женился на ней.

Через несколько лет Маша, теперь уже Мария Георгиевна, ушла от Сергея Сергеевича и вновь вернулась в свой родной хор. По-прежнему пела, плясала...

В одном из артистических домов, в семье ценителей цыганского искусства Мария Георгиевна встретилась с Сергеем Алексеевичем Киселевым — и вышла за него замуж.
Молодые уехали из Москвы в Нальчик. Вот там в 1909 году и родилась удивительная, смуглокожая девчушка— Надя.
Однажды кто-то из гостей, увидев в детской кроватке улыбающееся, глазастое сущесгво кофейного цвета, воскликнул: «Ух, какая лялечка! Чернушка!»

Так на всю жизнь и прилепилось к «чернушке» имя Лялечка. «Чернушка» превратилась в «Черную». О Наде забыли— осталась Ляля Черная.

Плясать она начала, как говорили о цыганских детях, раньше, чем ходить. В тринадцать лет вышла на сцену с цыганским хором Егора Полякова. Через два года была уже знаменитостью.
  


Петь Ляля боялась. Была уверена, что не может, но когда но всей стране прошел фильм «Последний табор» с ее участием, зрители заставили Лялю петь. В первом же концерте после фильма зритель не отпускал ее со сцены, требовал спеть «Бродягу».



Растерянная, расширив от испуга глаза, Ляля смотрела на нас, гитаристов: «Что делать?!» Я крикнул ей: «Пой! Пой. как в фильме!»

Ляля села на пол — но по-цыгански,— расправила юбку и запела: «Ай, да расскажи, расскажи, бродяга-,—вначале неуверенно, а потом с полной отдачей.


Зритель принял песню на «ура»! С этой минуты Ляля Черная стала певицей.

Ляля Чёрная и И.Ром-Лебедев
В театр Ляля пришла в первые дни его основания и сразу же стала первой актрисой — яркой и талантливой.

Во всех спектаклях, особенно в «Кармен», «Грушеньке», «Кровавой свадьбе». «Все о тебе». Ляля очаровывала зрителя своей красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом.





Да, это была удивительная артистка. Мы, актеры, любили се за скромность. Когда администрация на афише выделяла ее красной строкой, она сердилась: «Зачем?! Кому это нужно?! Приехал на гастроли театр — а не я!» — возмущалась Ляля.

Талантливую, живущую сердцем, беспечную, как все цыганки, добрую и щедрую — вот такую Лялю Черную знают и помнят все, кому посчастливилось работать вместе с этим замечательным человеком.

© И.И. Ром-Лебедев
© Издательство "Исскуство", Москва 1990
             

Больше, чем любовь. Николай Хмелев и Ляля Черная
передача телеканала Культура


Ляля Чёрная  «Не покидай меня, мой  милый»
акк. трио гитаристов


Цыганская пляска "Я пойду ли молода". Ляля Черная. Хор и оркестр театра Ромэн. 
Послевоенная запись





               Художественный фильм  Последний табор (1934)


                                              Смотреть онлайн фильм Последний табор
                                                                         
Художественный фильм "Вкус халвы" (1975)

 Художественный фильм "Табор уходит в небо" (1975)


Евгений Весник о Ляле Чёрной

Ляля Черная - Цыганские Песни
 (1988) [М60 47077 003]




Сторона А :

A1 Я Цыганкой Родилася 3:24
A2 Палсо Было Влюбляться 1:26
A3 На Заре Не Слышу 2:33
A4 Распошел 1:42
A5 Садо-Виноградо 1:59
A6 Бродяга 3:00
A7 Не Уезжай 2:00
A8 Серьги-Кольца 1:47

Сторона Б :

B9 Как Хорошо 2:51
B10 Я Цыган-Удалец 3:07
B11 Доля 2:53
B12 Челнок 2:24
B13 Верная Манерная 2:08
B14 Ту Балвал (Ты, Ветер)2:34

Записи Ленинградского музея театрального и музыкального искусства, 1946 г. (коллекция А. Е. Павлова)
Переписи с пластинок 1937 г. (5, 6), 1953 г. (8, 14), с кинопленки Центрального телевидения (7)

Реставрация Н. Андреева Редактор К.Тихонравова
Художник В.Воронин
Фото на оборотной стороне конверта П.Невского

© «МЕЛОДИЯ», 1986
Всесоюзная студия грамзаписи. Архивные записи 1937—1953 гг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий