Валя Димитриевич



Это была Цыганская Дива! Горячий цыганский темперамент, удивительный стихийный голос необычайной силы и мощности (низкое контральто) был способен затмить своим звучанием симфонический оркестр. Голос, который мог выражать самые сильные эмоции и страсти, способный волновать, как ничей другой, и льющийся прямо из самых сокровенных глубин ее страстного цыганского сердца. Когда она пела - это было раздольно, широко, "до горизонта". Все у этой певицы-цыганки было сильное, крупное, огромное. От Вали Димитриевич так и веяло силой, мощью, здоровьем. Ее песни, веселые и задорные, находили горячий отклик в сердцах слушателей любой национальности. Всемирно известная артистка из легендарного цыганского клана Димитриевичей - певица Валя Димитриевич на протяжении многих лет служила низменным магнитом для отдыхающих кабацкого Парижа, и была кумиром русской эмиграции. Среди поклонников певицы были не только богатые туристы и завсегдатаи кабаре, - талант Вали Димитриевич был признан и высоко оценен знаменитыми певцами с мировым именем  Марией Каллас и Иваном Ребровым, ее голосом восхищались А.Экзюпери, Ж.Кессель, Морис Дрюон и Ф.Юсупов. В числе друзей Вали Димитриевич были французские актеры, художники, писатели. И конечно, Валя Димитриевич была настоящей королевой парижских цыган.
 
 
Кочевое детство

Наша легенда берет начало в 19 веке в далекой Югославии... В городке Неготин среди цыган-калдерарей жили братья - Йован, по прозвищу Гранча (родился в 1869), и Гуня. Их отец Коля был патриархом цыганского клана Kolesti. В конце 19 века Гранча приехал в Россию за невестой (русские цыгане, как правило, не брали выкуп за дочь). Он взял в жены сибирскую цыганку Евдокию Михайлову, и вместе со своей, возрастающей год от года, семьей колесил по миру. Памятный 1905 год застал Димитриевичей в Ливерпуле. Несколько цыганских кланов готовились к отплытию за океан - в США, куда уже успела отправиться часть их родственников. Однако, семейные обстоятельства заставили Ивана вместе с семьей вернуться в Россию. В Петербурге Димитриевичи осели на Чёрной Речке, где традиционно селились русские цыгане. 11 мая 1905 года в семье Димитриевичей родилась дочь, ее окрестили и назвали Ольгой. Как часто бывает у цыган, девочка получила и второе имя - Валя. Вместе с тремя старшими братьями Дмитрием, Николаем и Иваном - юная Валя Димитриевич училась петь у русских хоровых цыган. Большевизм заставил Димитриевичей покинуть Россию, и через Владивосток, они отправились в Китай. Семь лет клан провел на Дальнем Востоке, где выступая в цирке, молодые Димитриевичи совершенствовали природные артистические навыки. Наконец, в середине 20-х Димитриевичи всем табором отправилась в большое путешествие, пересекли полмира - , пока в 1927 не приехали в Париж. К этому времени там успели обосноваться русские хоровые цыгане из Москвы и Петербурга, эмигрировавшие вслед за  своими поклонниками, а также многочисленные цыганские родственники Димитриевичей. В начале 30-ых авторитетный цыган Гранча (или Иван) предводитель клана Димитриевичей был избран "цыганским бароном" калдерарской общины Rom Parizoske Rusuja (Парижские Русска Рома), и цыгане неоднократно обращались к его посредству в различных делах.

"Мне было 12 лет когда я впервые увидел Валю, - вспоминал цыганский романист Матео Максимофф, - и уже тогда она была настоящей королевой.(1930) И если цыганскую певицу можно назвать Дивой, то это была именно она! Впоследствии наши семьи жили по соседству в палатках в Порте Пантин, что неподалеку от Парижа. Два года мы прожили бок о бок. Никогда не забыть мне ночей в компании Димитриевича старшего (пожилого уже тогда) и моего отца. Какие истории рассказывал Гранча, из племени Гунешти, Валин отец!"

Цыганские ночи в Париже

Молодые Димитриевичи быстро освоились в французской столице, и выступая  на парижской ресторанной эстраде, прославились собственным цыганским хором, который в лучшие времена насчитывал до 35 участников. Кроме постоянной службы на эстрадных подмостках, Димитриевичи часто, и всегда с успехом, принимали участие в концертах русской диаспоры и благотворительных концертах. Восхищенные зрители называли самих Димитриевичей не иначе как "чудесные", ведь молодые цыганские артисты зрителя покоряли не только пением, но и удалой цыганской пляской, а также экзотическими танцами и цирковыми номерами, которые вошли в их репертуар за годы странствий и скитаний по Востоку. Это были чудесные оригинальные стилизации под русские, индийские, испанские, кавказские, казачьи, цыганские танцы. Валя Димитриевич, от природы обладавшая очень красивым и огромным силы голосом (контральто) - стала главной солисткой семейного ансамбля. Как певица она формировалась  на сценах знаменитых парижских кабаре под воздейсвием цыганских звезд русской эмиграции, таких как Настя Полякова, Нюра Массальская, Маша Суворина. Эти легендарные цыганские примадонны выступали в самых престижных заведениях "а-ля рюс" таких например, как Большой Московский Эрмитаж (директор - А.Рыжиков), где Дмитриевичи выступали в 1931 году вместе с царскими любимцами Юрием Морфесси и Жаном Гулеско. Уже в те далекие годы слушатели знатоки по достоинству оценили замечательное по красоте и звучности контральто и выдающуюся музыкальность Вали Димитриевич. Уникальные вокальные данные позволяли молодой цыганской певице исполнять с одинаковым успехом лирические романсы и задорные цыганские песни. Старший Валин брат Иван сочинил несколько десятков прекрасных цыганских песен, лучшие из них сохранились в записях, стали классикой цыганского песенного фольклора.
(первое известное нам упоминание Вали Димитриевич как главной солистки хора датируется 20 октября 1929 и представляет собой рекламную афишу в одной из парижских газет)

 С 1932-ого молодые Димитриевичи служили украшением нового ресторана "Золотая рыбка" (Poisson d'Or) на Монпарнасе (24 rue Vavin), где выступали вместе с знаменитым оркестром Жоржа Баркароллы и цыганским ансамблем Йошки Арвея.

Рекламная афиша ресторана-кабаре "Пуассон Д'Ор", размещенной в газете Возрождение, обещала посетителю грандиозную артиститческую программу и "бесконечное веселье" - знаменитого Александра Вертинского, и цыганский хор Димитриевича с "его знаменитыми песнями и плясками".

На сцене собственного цыганского кабаре "Золотая рыбка" Димитриевичи снискали невероятный успех, и стали любимцами богемной публике на Монпарнасе.  Семейное дело процветало, удаль Димитриевичей по достоинству оценила богемная французская молодежь. В числе их постоянных гостей были знаменитости - Жозеф Кессель, Жорж Сименон, Антуан де Сен Экзюпери,и другие легендарные парижские кутилы. Своим феноменальным талантом и высоким исполнительским искусством, молодые Димитриевичи напрочь поразили и завоевали парижскую публику - ведь они были так похожи на реальных "сказочных" цыган из "древней мифологии". На их выступления приходили посмотреть многие русские представители творческой интеллигенции: писатели А.Толстой, А.Куприн, И.Бунин, известный театральный режиссёр и драматург М.Чехов, певец и друг семьи Александр Вертинский, актёр и режиссёр Иван Мозжухин, знаменитый французский лётчик и любитель цыганской песни Г.Северский, известный балетный танцор Сергей Лифарь, выступления Димитриевичей слушала и будущая "королева русского романса" юная Алла Баянова и многие другие.

Французские репортеры писали в середине 30-х: "Из цыганского кабаре в подвале мы слышим Димитриевича и его цыган из Петербурга, которые являются самыми наводящими на размышления людьми, им уже давно аплодируют в Париже." Или "Барон Димитриевич - благородный старик; годы едва едва заметно посеребрили его волосы цвета вороньего крыла. Избранный три года назад, цыганским бароном Парижского региона, является главой семьи из двадцати двух человек. Музыкант, композитор, все его дети импровизируют удивительные гармонии." "Самые известные цыгане Парижа - семья Димитриевич и великий гитарист и певец Володя Поляков, которые снискали успех в Кавказском Погребке на Монмартре"

10 апреля 1932 цыганский хор Димитриевича принял участие в благотворительном концерте Голодной Пятнице. В анонсе к концерту рецензент газеты Возрождение сообщал :

"Цыганский хор Димитриевича исполнит песни "Цыганское танго", "Соколовская гитара" и "Зелена лудонь", и пляски - "танец московских цыган", "венгерочка" и "испанский танец фарука". Солистами выступят Валентина Димитрова, Тамара Граховская, а также танцоры Маруся Димитрова и трио братьев Димитровых (всего ансамбль Димитриевича состоит из 10 человек)"

9 июля 1932 "Великая сила" цыган Димитриевича пела и плясала в Медоне (зал ТИВОЛИ) на благотворительном вечере, устроенном русской колонией в Париже. А спустя месяц Димитриевичи дали большой сольный концерт из двух отделений. Афиша гласила "Спешите видеть настоящих петербургских цыган в составе 15 человек под управлением Дмитрия Дмитриевича. Концерт из двух отделений состоится в Медоне ресторан дансинг Тиволи в субботу 6 августа. Настоящие цыганские песни и романсы. Гордость Петрбурга и Парижа. Братья Димитриевичи исполнят русские и цыганские пляски.Солистки: Валентина Димитриевич Тамара Гроховская Маруся Золотарева гитарист Саша Массалький".

Цыгане Димитриевичи в кино и на радио

В конце сентябре 1934 русский режиссер Алексей Грановский завершил съемки фильма полнометражного художественного фильма "Московские ночи". В картине принимали участие московский оркестр Родэ, неаполитанский оркестр, оркестр республиканской гвардии, хор Афонского и хор Димитриевича. Действия фильма разворачивались на фоне Первой Мировой Войны. По сценарию цыганский хор Димитревича играл и пел в одной из ключевых сцен фильма в знаменитом московском ресторане "Яръ" для Григория Распутина, роль которого блестяще сыграл французский актёр театра и кино Гарри Баур. Участие в нашумевшей киноленте сделало труппу Димитриевичей  знаменитой у французских зрителей. На пике популярности ведетту нашумевшего фильма Московские ночи - цыганский хор Димитриевичей пригласили для записи нескольких музыкальных пластинок. Уже В 1935 фирмой Парлофон были выпущены две пластинки на 78 об.мин., на которые звучали самые известные песни популярного цыганского ансамбля - "Цыганский табор в лесу", "За речкой цыганской", "Палсо было влюбляться", "Цыганская кавалькада". Окрыленные успехом, молодые Димитриевичи отправилились в гастроли по Европе, в начале ноябре 1935 труппа 9 Димитриевич с успехом выступала в Бухаресте. В 1937 году Димитриевичи приняли участие в съемках сразу двух фильмов - исторической драмы "Распутин", в которой Гарри Баур вновь сыграл Распутина, у режисера, и остросюжетного детектива "Невиновный" (премьера 12.02.1938) у режисера Мориса Каммаджа. 30 марта 1940 на экраны французских кинотеатров вышла драма "Эмигрант" режисера Лео Джоана, в съемках которой труппа Димитриевичей принимала участие, а Валя исполнила со своим братом Иваном (тем самым Ванькой, который пропил-промотал весь отцовский Димитревич капитал) старинную цыганскую песню "Полсо было влюбляться". С середины 30-х гг. ансамбль Дмитриевича неоднократно выступал по французскому радио, а также участвовал в увеселительных программах парижской летней эстрады. В летний период, когда кабаре закрывались, Димитриевич выступали в казино в Монако и Марселя.
Пик сногсшибательного успеха семейного ансамбля Димитриевичей во Франции, пришёлся на начало-середину 30-х годов, к тому моменту, когда в Париже появилось новое поколение публики, уже не знавшей в прошлом знаменитых русских артистов 1910-20-х годов, таких как А.Вертинский, В.Поляков, Ю.Морфесси и других.

В Южной Америке

Перед началом Второй Мировой, Валя Димитриевич сошла со сцены, выйдя замуж за синьора Флориано Перейра (консула Бразилии), и уехала  жить в Сан Паоло. Более 10 лет Валя провела в Бразилии и Аргентине, где вела светскую жизнь и занималась воспитанием дочери Терезы (род. 1941).
"Во время массового бегства цыган от нацизма, Димитриевичи уехали в Южную Америку. Я всретил Валю чисто случайно в метро возле Северного Вокзала (Париж.Вторая половина 1950-х). Она была со своим мужем, вице-консулом Бразилии в Париже, и со своей дочерью Терезой. После этого я часто имел возможность видеть Валю, либо у себя дома, на свадьбах или в кабаре, где она выступала на протяжении многих лет. Также я имел счастье участвовать вместе с Димитриевичами в нескольких телевизионных проектах." вспоминал Матео Максимофф

Возвращение в Париж

В 1953-м Валя Димитриевич вместе с мужем и дочерью вернулась в Париж, где некогда была очень популярна. Здесь все послевоенное десятилетие с успехом продолжали выступать остатки семейного ансамбля, их главные звезды - Маруся и Соня Димитриевичи, иногда певшие под аккомпанемент гитар Володи и Сержа Поляковых (тоже последних музыкантов своего знаменитого хора). Оставшееся семейство Димитриевичей воссоединилось вновь во Франции.

Валя с успехом продолжила свою большую певческую карьеру в Париже. Ее замечательный голос, с годами все более низкий и густой, по окраске звучания и диапазону напоминал виолончельное контральто великой Вари Паниной. Однако в отличии от этой легендарной певицы, Валя не очень любила петь грустные романсы, зато с таким огромным темпераментом исполняла плясовые песни русских цыган, и уникальные семейные песни Димитриевичей, сочиненные ее братом Иваном на русском и цыганском языках.
"Песней надо не только расстроить душу, но надо сразу же уметь ее развеселить" - сказала некогда певица своему коллеге по ресторанным подмосткам бассу Борису Немирову, которому помогла в создании замечательной пластинки русских песен и цыганских романсов, записанной в сопровождении парижского цыганского хора и русского оркестра Жоржа Поляновского. 

В 1957 году ансамбль Димитриевичей принял участие в театральной постановке спектакля "Живой труп", организованной известной русской певицей и актрисой Людмилой Лопато.

В 1958 году, давний друг семьи Димитриевич - американский актер Юл Бриннер предложил для фильма Братья Карамазовы (на который возлагал большие надежды), пленку с записью цыганской песни "Иноходец" в исполнении Вали и Маруси Димитриевичей под аккомпанемент скрипки и гитар. Голоса Димитриевичей прозвучали в фильме дважды.   Музыкальная сцена где в обработке талантливого звукорежисера Бронислава Капера  звучит старинная цыганская песня Иноходец - один из наиболее ярких и известных моментов в этой экранизации, получившей Оскар и Золотую Пальмовую ветвь.

Луи де Фюнес и Цыгане Димитриевичи

С 20 июня по 31 июля 1959 года в Булонь-студио производились съемки французской черно-белой комедии "Мой цыганский приятель" по пьесе Мишеля Дюрана "Pittuiti". Декорацией картины служил настоящий табор парижских цыган, перекочевавший по приглашению режисера Франсуа Гира в Булонский лес. Главную роль в фильме исполнил неподражаемый Луи де Фюнес, а кинодебютанткой под псевдонимом Teresa Dimitri стала молодая цыганская танцовщица - Тереза Димитриевич, сыгравшая ключевую роль юной цыганки Зиты, вокруг любовной истории которой развивался весь сюжет фильма. Роль ее отца в фильме исполнил известный русский актер Григорий Хмара, также в фильме принимали участие Лиля Кедрова и парижские цыгане. В фильме было много юмора, романтики и цыган, а также цыганской музыки, звучали чудесные гитары Джозефа Рейндхардта и Джонни Димитриевича и голоса Вали и Сони Димитриевич. Премьера состоялась 2 декабря 1959 года. Легендарный Луи де Фюнес знал и любил чудесное искусство Димитриевичей, и не раз слушал их песни в эмигрантских ресторанах Парижа. Известный своими розыгрышами актер однажды вечером явился в известное кабаре Распутин в костюме пожарного и со шлангом. Швейцар , опешивший от неожиданности стал в срочном порядке эвакуировать гостей.

Валя и Алеша - легендарный дуэт
 В 1962-м, после долгих лет жизни в Аргентине, вернулся в Париж любимый брат Вали - танцор и гитарист Алеша Димитриевич, вновь ставший ее бессменным аккомпаниатором. По приглашению Лиды Гулеско - Димитриевичи по вечерам выступали в ресторане "Палата", пели в кабаре Нови и Шехерезада. Слава знаменитого цыганского ансамбля, выступавшего перед старой русской эмиграцией, возродилась вновь. Большой успех Димитриевичи получили на сцене в знаменитого в начале 60-х развлекательного комплекса "Гранд Северин" 7 rue Saint-Severin. Валя и Алеша стали настоящим музыкальным украшением бара а-ля рюс "Chez vodka", располагавшегося на третьем этаже этого легендарного заведения.

27 декабре 1964 свет увидел очередной выпуск популярной музыкальной программы французского ТВ - Discorama. Гостями эфира были знаменитый писатель Жозеф Кессель и его любимые цыгане - ансамбль Димитриевичей и певец Володя Поляков. На фоне песен и плясок, прозвучавшим в эфире, состоялась презентация виниловой пластинки "Голоса последних цыган", ставшей знаменитым памятником песенной культуры русских цыган в Париже. Эта блестящая запись, осуществленная на профессиональной студии с применением современной техники, запечатлела голоса Вали и Алеши Димитриевичей и известного цыганского исполнителя Владимира Полякова. Дорогостоящий проект был был осуществлен по инициативе видного французского писателя Жозефа Кесселя. К счастью, Кессель не пожалел денег и усилий на выпуск диска, и издал большой виниловый альбом (45 мин.). в который вошли 16 цыганских песен и старинных романсов, записанных под гитару Алёши Димитриевича, великолепный оркестр кабаре Шехерезада и лондонский симфонический оркестр. Девять из этих песен исполнила Валя Димитриевич, семь - Володя Поляков. Алёша аккомпанировал сестре на гитаре и подпевал в нескольких песнях. Классический русский цыганский репертуар Вали дополнили "семейные песни", написанные Иваном Димитриевичем-младшим: "Мои цыганочки", "Алёша". Заглавной песней пластинки стала легендарная толстовская цыганская песня "Шэл мэ вэрстэ", исполненная дуэтом Вали и Алёши Димитриевичей (также эта песня была переизданная в 1969 году отдельным синглом).

Цыганская Звезда Парижской эстрады

24 сентября 1965 года на вечере в одном из ночных парижских клубов кинооператорами  французского телевидения была произведена запись нескольких "коронных номеров" семейного ансамбля Димитриевичей, при участии Вали, Сони, Терезы, Татьяны, Алеши и Джонни Димитриевичей. В перерывах между между песнями и плясками певица Соня Димитриевич дала небольшое интервью для французских зрителей, в котором расссказала о своей большой артистической цыганской семье, и представила телевизионной публике "свою тетю Валю Димитриевич, которая выступает с пяти лет". 


 
22 ноября 1967 на 1-м канале Франции, в рамках "недели Кесселя" на тв, в программе «Княжеские ночи» участвовали Володя Поляков, Валя и Алеша Димитриевич. Критик газеты Le Figaro (23 ноября) отметил следующие цитаты, прозвучавшие в эфире: «Их песни - настоящее заклинание» (Joseph Kessel): «Нельзя быть русским, и не цыганом» (Татьяна Мухина).
К тому времени как фирма "Филипс" в 1967-м еще раз переиздает пластинку "Голоса последних цыган" в новом полиграфическом оформлении, Валя и Алеша уже готовили новый грандиозный проект - большую сольную пластинку Димитриевичей. На профессиональной студии были записаны 12 песен  под аккомпанемент великолепного оркестра народных инструментов под управлением Марка де Лучека, талантливого аранжировщика и аккомпаниатора русского происхождения, относившегося с большим уважением к своим легендарным солистам  - Вале и Алеше Димитриевичу. Продюсером альбома выступил известный французский телеведущий Франсис Моран. Когда записи и голоса Димитриевичей впервые услышали в отделении рекордс-компании "DURECO AZ", каждый был убеждён в их успехе и будущем "золотом диске". Первый релиз состоялся во Франции, в октябре 1968 свет увидели две персональные «сорокопятки» Вали и Алёши Димитриевичей. На каждой из пластинок, выпущенных французской фирмой DISC AZ, было записано по четыре песни. Заглавной песней пластинки Вали Димитриевич стала известная народная цыганская песня "Бида мангэ". За ним следовал классический русский романс "Я Вас любил" на стихи А.С.Пушкина, исполненный Валей Димитриевич с большой экспрессией, под великолепный гитарный акомпанемент. На второй стороне сорокопятки звучали легендарный цыганский романс "Очи чёрные" и народная таборная песня "Аморо чаворо". Теле-презентация диска для французских зрителей состоялась в субботу 23 ноября 1968 года в эфире популярной телепередачи "Samedi et compagnie" на канале RTF. 
7 марта 1969 года, голландская рекордс-компания "DURECO", в рамках фольклорной фестивальной программы "Calimero" показанной на голландском телевидении, провела в прямом эфире большой Гала-концерт ("Grand Gala Du Disque"). 
 Чтоб привлечь внимание к талантливым цыганским исполнителям, организаторы фестиваля пригласили ансамбль Димитриевича. Валя и Aлёша вместе с ансамблем Марка де Лучека с успехом выступили с коронным песенным номером Димитриевичей "Гари-Гари". В Голландии была выпущена долгоиграющая пластинка (лицензированное LP-издание) из 12 песен в исполнении Алеши и Вали Димитриевич, по 6 песен каждый. В этот альбом, помимо четырех ранее изданных песен, вошли известная русская песня "Дорогой длинною" и залихватская семейная цыганская песня Димитриевичей - "Пропил Ваня", написанная Иваном Димитриевичем в 30-е годы. В 1972-м и 1976-м пластинка с успехом была переиздана в Франции, и на сегодняшний день является самым известным и популярным диском Димитриевичей.
 
20 января 1969 Валя и Алеша Димитриевич, Лида Гулеско, участвовали в программе Клода Верника и Фрэнсиса Морана: «Русский фольклор, от мужиков до цыган», в серии «От Тараса Бульбы до Гагарина» (передача траснлировалась по тв в середине июня). В программе цыганские артисты подробно рассказывали о своей жизни и об их искусстве. В частности, выяснилось, что в Париже насчитывалось пять семей Дмитриевича, все они выступают в русско-цыганских кабаре. Телевизионный фильм "От Тараса Бульбы до Гагарина" является документальным сериалом из 13-ти серий, который был показан в течении одного года в период 1968-69 гг., по французскому теле-каналу RTL, а так же транслировался в Канаде и Люксембурге. В музыкально-документальном фильме рассказывается об истории русской творческой эмиграции, танцорах, певцах, музыкантах. Сериал с успехом шёл по телевидению разных стран до конца 70-х годов и даже попал в разряд "лучших" программ.

В 1970-м Валя и Алеша были приглашены выступать в кафе Le Reginskaia, принадлежавшее знаменитой французской певице «Королеве Ночи Режин (Режин Зильберберг),  которая владела 25-ю ночными клубами в городах Европы и США. Режина считалась лучшей исполнительницей песен Сержа Генсбура, большого поклонника семьи Димитриевичей.
Лучшие ночи Парижа

 Наибольший успех и невероятную популярность Валя и Алеша Димитриевичи получили на сцене роскошного кабаре а-ля-рюс Распутин (8, ул. Бассано), с видом на Елисейские поля. Ресторан “Распутин”, заведение Елен Мартини, с его двумя оркестрами и увеселениями, был самым аристократическим, самым боярским из русских кабаре Парижа, и на протяжении нескольких десятков лет являлся любимым местом разгула парижских знаменитостей Марлен Дитрих и Сержа Гинсбура, Жана Кокто и др.

В понедельник, 11 октября 1972 , в 8:30 вечера, на втором телеканале состоялась трансляция «Ночь цыган», шоу, спроектированное Бруно Кокватрисом и, так прокомментированое в Теле-Гаджете: «Цыгане встретились на сцене "Олимпии", чтобы дать исключительный гала концерт в память о Сарране Ферре, цыганском музыканте который скончался 18 февраля 1970 года, и который был величайшим гитаристом в мире. Среди участников были Морис Ферре, Антуан Сиоси, Гас Визеур (аккордеонист), Матело Феррет (гитарист, брат Сарран), Стефан Граппелли (скрипач), Булу (сын Мателота Ферре), Валя и Алеша Димитриевич (певцы и танцоры) Король Баро (гитарист, брат Сарран Ферре), Лос-Баллиардос и Манитас-де-Плата.

Французский сценарист, писатель, продюсер и создатель фильмов Клод Верник не раз обращался к "цыганской теме" в документальном кино. Во второй половине 70-х годов, он снял документальный сериал о цыганской культуре "Цыгане без границ", который шёл на французских экранах в период с 1976 по 1978 годы. Валя вместе с братом Алешей принимали участие в съемках, эпизоды с Димитриевичами транслировались на тв в апреле 1976 года.

20 февраля 1977 года на студии "Давот" в Париже был записан живой концерт цыганских песен в исполнении Вали Димитриевич (Valia Dimitrievitch) в сопровождении большого хора и ансамбля парижских кабаре. Запись пластинки была приурочена к 50-летию популярного французского актера Робера Оссейна, большого поклонника таланта Вали и давнего друга семьи Димитриевичей.
Концертная запись была опубликована (на виниле) Р.Оссейном и являет собой единственную большую сольную пластинку Вали Димитриевич.
Оссейн, наученный опытом Михаила Шемякина который записывал А.Димитриевича и В.Полякова в течении двух лет - не стал устраивать долгосрочной сессии в арендованной студии, тем более приглашенных музыкантов было много, и многодневная работа с ними обошлась бы продюсеру в большие деньги. Итак, в зимний день- 22-ого февраля 77-ого года на студии "Давот" собралась большая группа парижских русско-цыганских музыкантов числом в 10 человек. Ансамбль был шикарный!
Кроме Вали, в записи участвовало еще несколько цыганских певиц, вероятно присутствовала и дочь Тереза, много лет выступавшая с танцевальными номерами на одной сцене со своей мамой.Квартет гитаристов - Костя Казанский, а также Серж Камп, Хосе Солеро и Марк де Лучек, о участии в записи концерта Алеши Димитриевича нет никаких данных. На скрипке играл знаменитый в Париже венгр Пали Гестрос, соотечественник и участник его оркестра Пука Шандор играл на цимбалах, за пианино сидел талантливейший музыкант Валя Белинский, русский эмигрант.Неизвестно, сколько в тот день было записанно песен, но на пластинке изданной в 1977-ом их было пятнадцать, а кроме того отдельными звуковыми дорожками вставили вступительное и заключительное слово Робера Оссейна, который в те дни был юбиляром.
В студии присутствовали зрители, приглашенные организатором концерта.
Кроме основной записи на пленку, концерт фиксировали на профессиональную видеокамеру операторы французского ТВ. Валя пела в тот день старинные цыганские песни а также русские романсы, которые и составили основную часть альбома, в том числе Валей была исполнена. очень стремительно исполнена легендарная песня "Москва златоглавая". 

 
Особенное внимание стоит уделить фольклорным цыганским песням вошедшим в этот альбом. Знаменитая таборная песня "Буран" была исполнена старой цыганкой великолепно, затем следуют малоизвестные и полузабытые цыганские вещи "Тримаяйская", "Зеленая кибитка", также Валя Димитриевич совершенно в своей манере исполнила старую цыганскую песню "Сударушка", а последней композицией на пластинки идут легендарные цыганские величальные "Чарочки" в честь Робера Оссейна.
Оригинальная обложка пластинки со всеми разворотами была оформлена дочерью известного цыганского художника Кости Непо - Иреной Дадешкелиани-Непо.

В 1978 году во Франции издается виниловый диск "Валя Димитриевич и друзья" выпущенный на лейбле "CY". Старая певица исполнила для альбома две песни : цыганскую "Шатрицу" и семейную песню Димитриевичей "Мои цыганочки" . Из аннотации к пластинке  "Очень редкий и превосходный альбом Вали Димитриевич. Русские, румынские, венгерские и парижские цыгане решили, вечером, сделать вместе большой праздник. Всю ночь, эти молодые музыканты играли и пели. Они танцевали до раннего утра. С этого безумного и страстного праздника, родился диск "Reve a la russe". С Валей Димитриевич - Було Ферре - Светлана - Дука - Серж Кампс - Поль Гестрос - Пука Шандор".

Последнее публичное выступление Вали Димитриевич перед телевизионной публикой состоялось 15 января 1979 в программе "Сегодня Мамам".
Певица выступала на сцене кабаре "Распутин" вплоть до 1981 года. Валя Димитриевич умерла в Париже 1983 года. Похоронена на кладбище Сен Женевьев де Буа, покоится рядом со своим братом и сестрой Марусей и русскими эмигрантами, для которых она пела всю жизнь.
 

 


                                                      Пластинки
Компакт-диски

Репертуар Вали Димитриевич

Песни русских цыган - народные, таборные, плясовые

«Чарочки»
«О, дэвэс»
«Шэл мэ вэрсты»
«Ехали цыгане»
«Буран»
«Акадякэ, ромалэ!» (Вот так, цыгане!)
«Сосныца»
«Шатрица»
«Бида»
«Амаро чяворо»  (Наш мальчик)
«Пиро Можайско дром»  (По можайской дороге)
«Прэ да рэка»  (На реке)
«Зэлэно урдо»
«Полсо было влюбляться»

Песни Ивана Димитриевича-мл.

 «Ваня»
 «Алёша»  (Пой, Цыгане!)
 «Мои цыганочки»

Русские романсы, песни и танго

«Очи черные»
«Я Вас любил»
«Не сердись»
«Только раз»
«Не надо встреч»
«Хризантемы»
«Мы сегодня расстались с тобою»
«Табор мой спит»
«Твои глаза зелёные»

«Чёрные глаза» 
«Москва златоглавая»
«Прощай мой табор»

Комментариев нет:

Отправить комментарий