Катюша Сорокина

Сегодня почти забытое незаслуженно имя прекрасной цыганской певицы и актрисы Екатерины Александровны Сорокиной известно лишь немногим избранным ценителям цыганского искусства.
Её называли юной Варей Паниной! Её голос покорял тысячи зрителей!..




К сожалению, её немногие записи сохранились лишь у некоторых коллекционеров и не переиздавались. Хочется исправить эту несправедливость и познакомить всех тех, кто является почитателем цыганского творчества, с искусством певицы, которая обрела славу в самом юном возрасте – Катюшей Сорокиной.

Екатерина Александровна (Катюша) Сорокина (1898- 1979), представительница прославленной династии хоровых цыган Санкт- Петербурга, сестра гитариста-виртуоза, заслуженного артиста РСФСР Сергея Сорокина (1895–1973).

Первое выступление юной исполнительницы старинных русских и цыганских романсов состоялось 29 октября 1911 года в Малом зале Петербургской консерватории, и было ей тогда тринадцать лет. Молодость певицы не вызвала удивления: в то время считалось обычным появление на сцене в столь юном возрасте.

Расклеенные по городу афиши сообщали жителям Петербурга, что 29 октября 1911 года в Малом зале Консерватории впервые выступит юная исполнительница старинных цыганских романсов и песен Катюша Сорокина.
Проходя мимо этих афиш, «юная исполнительница», в капоре, потрепанном пальтишке и стареньких ботинках, представляла себе огромный, весь в огнях зал, гул нарядной публики и внезапную тишину при появлении на эстраде девочки в белом платье, белых туфельках, с белым бантом в черных волосах. И в её детской головке вдруг мелькала мысль: «А если провал?..»

После смерти Вари Паниной в июне 1911 г. — по закону цыган-песенников — ее репертуар стал «свободным». Кто достоин заменить ее на сцене, должна была решить публика.
Почему именно у Катюши Сорокиной появилось желание выступить в этой роли, будет ясно из ее родословной. Мать Катюши — Екатерина Дмитриевна Дулькевич — происходила из старинного рода цыган-песенников Шишкиных. Ее бабушки и прабабушка (жена С. Н. Толстого, брата великого писателя) пели в этом хоре. Обе обладали хорошими голосами, были очень красивы.
О сценических успехах своей родни слышала Катюша с раннего детства. Так уж повелось: девочки становились певицами, мальчики — гитаристами. Так что мысли о сцене естественным образом росли вместе с ней.

Вспоминает Е.А. Сорокина:

На сестре моей прабабушки, Марии Михайловне Шишкиной, женился Сергей Николаевич Толстой, родной брат великого писателя.
Ольгу Михайловну Шишкину, мою прабабушку, выкупил из хора известный поэт Афанасий Афанасьевич Фет-Шеншин. Человек очень практичный. Он не помышлял о женитьбе на цыганке, хотя, по-видимому, любил ее. Связь их длилась несколько лет, поэт почти не скрывал ее от родных и друзей. Единственным ребенком Ольги Михайловны Шишкиной от Фета была дочь Гликерия (моя бабушка). Рожденная вне брака, она получила отчество по крестному – Александровна, фамилию ей дали Шишкина. Отец никаких особых забот о дочери не проявлял, мать растила и воспитывала ребенка так, как было принято в ее семье.

Будучи совсем юной, Гликерия Александровна стала петь в провинциальном цыганском хоре. Здесь влюбился в нее рязанский чиновник Дмитрий Дулькевич. Бабушка прожила с ним около двадцати лет. Родила ему шестнадцать детей, из которых выжили только семеро. Еще сравнительно молодой женщиной (ей было тогда лет тридцать пять) бабушка овдовела. Чтобы прожить с такой большой семьей и поставить детей на ноги, нужны были какие-то средства, так как наследства дедушка почти никакого не оставил. Бабушка, энергичная и решительная, рассудила, что
надо браться за знакомое, испробованное дело: она организовала, или, говоря профессиональным языком того времени, «взяла на себя» цыганский хор.

Кроме приглашенных певиц и музыкантов, в хоре участвовала сама бабушка, пели и плясали две ее дочери – моя мама и тетя Маша. Но мамина исполнительская карьера быстро закончилась. В одну из гастрольных поездок в Тамбов она познакомилась с мои будущим отцом – Александром Николаевичем Сорокиным, наездником и тренером на Тамбовском ипподроме. Свадьбу отложили на год, чтобы собрать приданое, а главное – нужно было решить дальнейшую судьбу бабушкиной семьи. В это время стало ясно, что в данных условиях хор себя не оправдывает, так как руководить им слишком сложно и хлопотливо, содержать два хозяйства трудно, а жить на колесах с такой семьей невозможно. И бабушка решила переселиться в Петербург и там налаживать новую жизнь. Туда же переехал и мой отец.
Помню - родители говорили, что за квартиру бабушки на Черной Речке, где она поселилась после переезда в Петербург, платил Шеншин. По-видимому, какую-то связь с дочерью он все же поддерживал и оказывал ей небольшую помощь.

В Петербурге мама не стала работать - она готовилась к свадьбе, но старшие ее сестры сразу же поступили в хор. По мере того как подрастали младшие дети, они тоже начинали зарабатывать на жизнь. В нашем роду работа была для всех одна: чуть выйдя из детского возраста, девочки начинали плясать и петь в хоре, мальчики становились гитаристами. Другой жизни и другой работы никто себе не представлял. Лишь очень немногие, совершенно лишенные музыкальных способностей, брались за какие-нибудь ремесла.
Надо сказать, что не только бедность вынуждала детей так рано браться за работу - в семьях богатых цыган-песенников, а таких было немало, происходило то же самое. И понятно: что стали бы делать все эти мальчики и девочки, если бы не работали? Ведь они не учились. В тогдашней России школьное образование многие считали непосильной, часто даже ненужной роскошью, а у цыган вообще не принято было обучать детей ни в школах, ни дома. Когда в хоре начинали разучивать какую-нибудь песню, писать текст и ноты не имело смысла: певицы не умели читать, а гитаристы не знали нот. Слова и мелодию женщины перенимали на слух. Гитаристов тоже на слух обучал дирижер хора, сам не всегда знакомый с нотной грамотой. Манеру исполнения молодые цыганки «снимали» со старых, в точности подражая им, перенимая вместе с их мастерством и чисто внешние традиционные формы выступления.
В 80-х и 90-х годах было еще модным пение «с разливом», то есть с надрывом, со слезой. Потом эта манера вышла из моды, пение стало строже, сдержаннее, но многим слушателям прежний стиль больше нравился, казался задушевнее.

Когда же Катя Сорокина начала петь?
«Боюсь, не смогу на это ответить, - говорит Екатерина Александровна. – Я пою столько, сколько себя помню.
Катюша Сорокина поет для адмирала Колчка

Начала я петь, когда мне шел четвертый год. Меня ставили на стол, давали в руки носовой платок, и я пела: «Отдайте мне минуты востолга и любви». Шестилетний брат Сергей, туго натянув на щепку нитки, аккомпанировал мне. Друг отца, наездник М. А. Цыбаев, увидев эту сценку, подарил брату балалайку. С этой минуты Сергей, балалайка и я стали неразлучны. Мы исполняли все романсы и песни, которые слышали от взрослых. Нам не надоедало повторять одни и те же вещи, стараясь исполнить их как можно лучше. Мы учитывали советы и мимолетные замечания старших, поэтому в восемь-девять лет я уже пела достаточно выразительно, с хорошей фразировкой, четкой дикцией и правильным дыханием.
Когда мне исполнилось семь лет, меня и пятилетнего брата Павла определили в четырехклассное подготовительное училище М. А. Козловой. В училище нас обучали не только наукам, но и домоводству. Школа привела мне любовь к чтению.
Мне едва минуло 9 лет, когда режиссёр Малого театра Леонид Александрович Лимантов поставил в знаменитом зале Павловой спектакль-феерию по мотивам «Снежной королевы» Андерсена. Героиня его – Герда претерпевала сотни приключений. Её, в частности, похищали цыгане, в таборе которых, на удивление похитителей, она пела цыганские песни и романсы. Герду играла я, а маленький концерт среди шатров был, пожалуй, моим первым публичным выступлением».

В 1910 году отец уехал в Москву. Мама осталась с тремя младшими детьми: Сергею было четырнадцать лет, мне – двенадцать, Павлу – десять. Детство наше кончилось, нужно было думать о заработке.
У меня был необычайно сильный для моего возраста, от природы поставленный голос, романсов и песен я знала очень много. Естественно было готовить меня к работе в области вокала, тем более, что это сходилось с традициями нашей семьи. Сергей к этому времени стал хорошим музыкантом и опытным аккомпаниатором.

Весной 1911 года моя сестра Елизавета на каком-то концерте встретилась с Петром Ивановичем Виноградовым и Владимиром Петровичем Семеновым. Они были компаньонами, как тогда говорилось. Виноградов раньше служил главным кассиром ресторана «Аквариум». Сумев сколотить небольшие деньги, он стал финансировать устройство концертов. Театральный рецензент Семенов выполнял обязанности устроителя, технического организатора, администратора концертов.
Елизавета рассказала им обо мне, предложила послушать мое пение и затем, если сложится у них благоприятное впечатление, устроить выступление перед публикой.

В качестве эксперта Виноградов и Семенов пригласил солиста Мариинского театра Александра Михайловича Давыдова, большого знатока, любителя и талантливого исполнителя цыганских романсов.

Я пропела под аккомпанемент Сергея много романсов, и по своему выбору, и по заказу слушателей.
«Жюри» единогласно решило, что концерт обязательно следует организовать.
Тут мы с Сережей рассказали о предложении хозяина отца, заводчика Беляева, дать нам стипендии в консерватории, сказали, как нам хочется учиться, чтобы стать образованными артистами. Но все восстали против этой мысли самым категорическим образом. Особенно резко протестовал Давыдов.
- Да ты подумай только, - возмущался он, - проучишься ты пять лет, пусть плату за учение будет вносить Беляев, но жить это время чем-то надо. А потом голос тебе повысят, станешь обыкновенным сопрано, как сотни и тысячи других, - кому ты тогда нужна будешь! Всю жизнь пропоешь хористкой или, в лучшем случае, в провинциальных труппах будешь работать, а это такая тяжелая судьба, какой никто тебе не пожелает. А как исполнительница цыганских песен, ты готовая певица с характерным репертуаром, хорошим исполнением, да еще твой возраст, - публика тебя на руках носить будет. Цыганский жанр сейчас в большой моде, надо использовать интерес к нему, а там видно будет.
Все-таки, может быть, не так рано появилась бы я на подмостках, но
28 мая 1911 года умерла знаменитая исполнительница цыганских песен Варя Панина, и стал «свободным» ее репертуар.

Семенов загорелся мыслью найти замену безвременно погибшей талантливой певице. Мое низкое контральто приближалось по тембру к голосу Паниной, почти все ее песни я знала, исполнительская манера ее была мне хорошо знакома по граммофонным записям и рассказам родных. Конечно, мне следовало бы еще много и долго учиться, но так сошлись обстоятельства, что решено было выпустить меня поскорее, как
«вундеркинда», в репертуаре Паниной, пока этот репертуар не перешел к кому-нибудь.

Катюша хорошо знала репертуар Вари Паниной: часами, затаив дыхание, слушала она черный крутящийся диск, ясно представляя каждое движение губ певицы, ее лицо. Низкое контральто Кати становилось с годами все более похожим на голос Паниной.

И вот на время оставлены школьные занятия. «По нескольку часов в день — до холодного пота, до головокружения — занималась я упражнениями, повторяла слова песен, шлифовала исполнение и дикцию», — вспоминает Екатерина Александровна. Не все было понятно в словах песен, не все получилось, что требовали, но трудолюбие и способности талантливой девочки брали свое. Вскоре концерт был объявлен.

...Первый романс публика приняла настороженно, но с каждым новым аплодисменты становились сильнее. К концу первого отделения юной певице поднесли подарки. Тут были и букеты цветов, и, соответственно ее возрасту, игрушки: большой слон, кошка, и, конечно, в изобилии — конфеты, среди которых оказался даже... пучок сахарных розог с шоколадными конфетами и записка: «Чтобы не зазнавалась!». По окончании второго отделения успех был полный: петербургская публика покорена, дарование молодой певицы ни у кого не вызывало сомнений.

А затем состоялся и первый концерт в Москве, где совсем недавно выступала «королева цыганской песни», покойная Варя Панина, всеобщая любимица.
Выход Сорокиной публика встретила вежливо и холодно, но к концу первого отделения атмосфера в зале потеплела. В антракте Катюша Сорокина узнала, что, в числе строгих знатоков, ее слушает графиня Т. К. Толстая, сама прекрасная певица, автор слов и музыки многих романсов, которые ей предстояло петь. А рядом с ней сидит М. Л. Толстой, сын писателя, романсы которого также входили в программу Катюшиного концерта.
Московская публика оценила молодую певицу по достоинству. На другой день газеты дали много восторженных отзывов о концерте. «Красивый свежий голос, подкупающий искренний тон, большая музыкальность... глубокое чувство меры... огненный темперамент...» — отметила у Сорокиной «Столичная молва». В газете «Утро России» говорилось: «В Москве концерт был целым триумфом, Сорокина... удостоилась оваций, не всегда выпадающих на долю прославленных артисток и артистов». Видный литератор горьковского круга Скиталец озаглавил свою хвалебную рецензию «Наследница Вари Паниной с берегов Невы».

После этих триумфальных концертов начались гастроли Катюши Сорокиной с сольными концертами в Риге, Кронштадте, Пскове, Выборге, Киеве, Харькове, Одессе, Тамбове и других городах. «Юная очаровательная исполнительница цыганских романсов Катюша Сорокина блеснула своим талантом... Слушая эту молодую цыганскую звездочку, увлекаешься своеобразностью исполнения цыганских романсов. Концертантка была восторженно встречена переполнившей залу публикой»,— писала рижская газета «Взморье». Таких отзывов после каждой поездки набирались десятки. По возвращении в Петербург у Сорокиной много было выступлений в городе и его окрестностях. Частыми становились приглашения на благотворительные вечера, на камерные концерты, устраиваемые во дворцах знати. Там в небольших, роскошных залах, Сорокину слушали, кроме именитых хозяев, послы зарубежных держав, крупные чиновники, аристократы, военные.

О первом концерте Катюши Сорокиной:

И хотя гонорары за концерты юной певицы по закону получала её мама, фирма «Звукопись» заключила с Катюшей совсем не детский договор на запись её песен. Газеты того времени писали:
Уполномоченному нового иностранного общества, выпускавшего свои граммофонные пластинки под маркою «Звукопись», на этих днях удалось записать известного баса С.Шумова, стипендиата высшего музыкального учреждения России, обладающего голосом очень красивого и приятного тембра и известную петербургскому музыкальному миру 13-летнюю Катюшу Сорокину. Маленькая певица обладает приятным контральто и сочным тембром, романсы она передаёт с большим умением и чувством. Ей аккомпанировал на гитаре её 15-летний брат Серёжа.

13-летняя исполнительница цыганских романсов Катюша Сорокина законтрактована на два года исключительного исполнения своего репертуара на пластинках «Звукопись».

Нотоиздатель Н. Давингоф начал выпускать серию нот «Из репертуара Катюши Сорокиной». Цветные, красиво оформленные обложки украшались портретами исполнительницы. Ее искусство тепло и сердечно воспринял и артистический мир. Самым дорогим и близким другом Катюши Сорокиной стал прославленный артист драмы Юрий Михайлович Юрьев.

В 1914 году, когда началась первая мировая война, Е. А. Сорокина стала сестрой милосердия в солдатском госпитале. Превозмогая усталость, она совмещала концертную деятельность с тяжелой каждодневной работой.
Екатерина Александровна вспоминала:
19 июля 1914 года Германия объявила войну России. Всякие увеселительные зрелища и мероприятия были запрещены. В
категорию увеселений попали и концерты.
Наша жизнь приняла совершенно другой характер. Я пошла работать сестрой-волонтеркой в солдатский госпиталь. Деньги на жизнь нам присылала отец, помогал и брат Владимир.
Так прошло полтора года. В конце 1915 года концерты были разрешены при условии, что известная часть сбора пойдет на содержание госпиталей. Сразу же возобновилась и моя концертная деятельность…

Катя Сорокина много выступает перед бойцами. Командующий Черноморским флотом контр-адмирал А. Колчак – страстный поклонник цыганского искусства приглашал певицу в Севастополь, где она выступала для раненых и для самого командующего. Но в советское время эти факты замалчивались.

Позже, в годы гражданской войны, Сорокина выступала в «Теакоманде» — фронтовой театральной труппе: там она играла роль Луизы в трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Потом ездила в составе агитбригады политотдела 7-й армии, выступая в воинских частях Петроградского фронта. То были годы, когда некоторые артисты покидали родину, стремясь вдали от нее обрести покой и благополучие. Уехала Настя Полякова. Предлагали уехать и Сорокиной, но она осталась, вкладывая свой труд в общее дело.

А когда стихли раскаты гражданской войны, в Петрограде в «Палас-театре» состоялся концерт, которым 23-летняя певица отметила своё первое десятилетие на эстраде. «Любители старого цыганского романса, - писал рецензент, - отвели себе, как говорится, душу на недавнем юбилейном концерте известной цыганской певицы Катюши Сорокиной, которая, несмотря на молодость, строго соблюдает хорошие традиции своего вокального жанра».

Неизменным аккомпаниатором Катюши был её родной брат Сергей Сорокин.

В 20-х годах Катюша Сорокина принимает участие в концертах «Палас-театра», дававшихся в пользу голодающих, поет в зале бывшей Государственной Думы, в концертном зале железнодорожников, выступает в «Обществе камерной музыки».
С возрастом голос её стал немного выше. Уже будучи взрослой. Она начала заниматься у преподавательницы пения В. П. Богдановой и тогда впервые познакомилась с научными основами вокального искусства.
Она постоянно расширяет репертуар и совершенствует своё пение. Её творческие интересы не ограничивались эстрадой. Сорокина выступает на театральной сцене, снимается в кино, принимает участие в радиопостановках. Но пение оставалось её главной «испепеляющей страстью». Её низкий, «виолончельного» тембра голос, её полную артистизма манеру исполнения знали зрители многих городов, где она выступала с концертами, её искусству аплодировали воины Советской Армии, для которых в годы Великой Отечественной войны она провела не одно выступление.

Затем долгие годы к цыганскому романсу отношение было иное, и имя певицы ушло в забвение. Екатерина Александровна иногда снимается в кино и в основном занимается общественной работой, что дает ей возможность не отрываться от дела, от людей, от искусства, то есть от всего того, что она любила всю жизнь.

Об артистах Сорокиных вспоминает их двоюродная сестра Пастернак (Маслова) Мария Петровна – моя двоюродная сестра - Сорокина Екатерина Александровна была актрисой и певицей в театре Товстоногова в Ленинграде. Дружила с Товстоноговым. Муж ее был генералом. Его фамилия Тигунов (фамилия может быть не точной). У Екатерины была дочь Валентина.

Двоюродный брат - Сорокин Сергей Александрович (1896-1974) - исполнитель цыганских песен, снимался в фильме "Живой труп".

Двоюродная сестра - Сорокина Елизавета была переводчицей у Молотова. Муж её был архитектором в Ленинграде. Когда его арестовали, Елизавета писала письма Сталину в стихах с просьбой освободить мужа.

В 1966 году журнал «Наш современник» выпустил мемуары Е.А. Сорокиной «Записки цыганской певицы» в литературной обработке Р. Волковыской, а за два года до смерти вышла небольшая статья в журнале «Музыкальная жизнь».

В апреле 1978 года в ленинградском Дворце искусств состоялся юбилейный вечер Катюши Сорокиной, на котором её коллеги отметили 80-летие певицы. Здесь прозвучали и записи романсов в её исполнении из собрания коллекционера Ю.Б. Перепёлкина: «Снова пою» с пластинки 1912 г. и старинная цыганская народная песня «Бида», записанная в 1968 г.

А спустя некоторое время – в 1979 году – актрисы не стало. Похоронена Катюша Сорокина на Казанском кладбище в г. Пушкин.

Автор статьи Аннет Галактионова. Опубликовано в сообществе СТАРИННЫЕ ЦЫГАНСКИЕ ПЕСНИ И РОМАНСЫ  10-03-2012
Ссылка: http://my.mail.ru/community/gipsyromanses/1CA4A4FF7D9050DE.html
В публикации использованы источники:

Е. А. Сорокина. «Записки цыганской певицы», «Наш современник». 1966. № 3. С. 93-102
Воспоминания Пастернак М.П. – семейный интернет-архив.
Глеб Скороходов. Молодость старого жанра. Журнал «Кругозор» № 12 1979 г. стр.16-17
А. МИРЕК. Катюша Сорокина. Журнал «Музыкальная жизнь» август 1977 г.
«Граммофонная жизнь» № 7 от 1 июня 1911 г.
«Граммофонный мир» № 15 от 15 августа 1911 г.
«Граммофонный мир» № 19 от 15 октября 1911 г.

1 комментарий:

  1. А где и когда похоронена её сестра-Сорокина Елизавета Александровна

    ОтветитьУдалить