Мария Скворцова


Цыганская актриса. Выступать начала в 1904 г. в цыганском хоре И.Г. Лебедева в Москве, исполняла цыганские песни и танцы. С 1931 г. в работала в театре "Ромэн". Во время Великой отечественной войны - участница фронтовой концертной бригады. Среди ролей: Мать ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки), Настасья Филипповна ("Венчальная" Финна), Мануйлиха ("Олеся" по Куприну), Матрёна ("Верность" Луковского), Гордыля ("Цыганка Аза" Старицкого). М.В. Скворцовой были присущи артистизм, большое обаяние, сценические образы исполнены человечности, теплоты, глубокого драматизма. Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Скончалась М.В. Скворцова 25 декабря 1964 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Вспоминает И.И. Ром-Лебедев («От цыганского хора к театру «Ромэн»)

 Мария Васильевна Скворцова родилась в таборе, в 1888 г., в семье кочевых цыган Хлебниковых. Отец – Василий Николаевич, занимался исконным цыганским делом – барышничеством: менял, продавал коней.
Мать – Олимпиада Евграфовна как и все таборные цыганки, гадала, ворожила.
Надо сказать, что из многочисленных семей Хлебниковых вышли известные москвичам дирижёры, композиторы, певцы, актёры.
 Семья Хлебниковых, в которой родилась Мария Васильевна Скворцова, в середине лета 1888 года прикочевала к Москве и раскинула шатёр на окраине петровского парка.
Там-то и появилась на свет первая и единственная дочурка – Манька – на радость родителям, голосистая и плясунья. С восьми лет она стала помогать матери – пела и плясала на базарах и бульварах Москвы.
 В 1903 году, когда Маньке исполнилось 15 лет, семья Хлебниковых покончила с кочевьем и осела под Москвой, в селе Всехсвятском.
Родители продолжали заниматься своими цыганскими делами, а 15-летнюю Маньку взял в свой хор известный московский дирижёр Фёдор соколов, работавший в то время в ресторане «Яр».
 В хоре Соколова и началась творческая жизнь Маньки Хлебниковой, теперь уже – Маши.
 Маша плясала. Плясала по-таборному и так, как плясали в те годы городские цыгане. Петь начала только в 1922 году, когда ей исполнилось 34 года. Пела она весёлые песни городских цыган и заканчивала их бурной, темпераментной пляской.
В 20-х годах она уже работала в цыганских хорах известных московских дирижёров Ивана Григорьевича Лебедева и Егора Полякова, выступавших в лучших загородных ресторанах Москвы – «Стрельне» и «Яре».
 К тому времени Мария Васильевна была уже не Хлебникова, а Скворцова. Но не долго прожила она с мужем: в лютый мороз Скворцов присел на уличную скамейку, задремал и замёрз. 
 Примерно через год именитый граф, завсегдатай ресторана «Яр», большой любитель цыганских песен, сделал ей, уже знаменитой московской певице, предложение. Через некоторое время Маша Скворцова вышла за него замуж, но фамилию свою не меняла. Для москвичей осталась – Маша Скворцова.
 В 1918 году граф решил уехать за границу, уговаривая Машу ехать с ним. Она отказалась. Граф уехал. Маша осталась в Москве.
 Во время нэпа, когда вновь открылись рестораны, графиня Скворцова продолжала работать в хоре Егора Полякова и Лебедева. По-прежнему пела и плясала…
 В январе 1931 г. Маша, теперь уже Мария Васильевна, - нежданно-негаданно появилась в только что рождённой Студии будущего цыганского театра «Ромэн».
 Пришла величавая, великолепно одетая, красивая, но с «родимым пятном», отмеченным табором. – Она не умела ни читать, ни писать. Только работая в театре, Мария Васильевна окончила 5 классов вечерней школы. После чего окружила себя книгами. Читала много. До этого учила роли на слух.
 При своём появлении она заявила: «Хочу работать в нашем, цыганском театре. Плясать в ресторане уже не могу. Хочу стать актрисой». Мы, студийцы, были горды тем, что Мария Васильевна пришла в нашу студию – знаменитость! – и относились к ней с большим уважением. Если других актрис называли только по имени: Ляля, Марина, Нина, то её – не иначе как Мария Васильевна…


 Во всех спектаклях она была настолько яркая, самобытная, правдивая, что года через 2 года о Марии Васильевне заговорила вся театральная Москва.
 Она была очень хороша в роли Матери в «Кровавой свадьбе» Гарсия Лорки, в роли Доротеи в «Кармэн» П.Мериме, в роли старой цыганки в «Цыганах» А.Пушкина, в «Цыганке Азе» М.Старицкого, в «Цыганочке» Сервантеса, а уж в фольклорных, цыганских спектаклях – и говорить нечего.
О Марии Васильевне Скворцовой писали, говорили… Её любили.
 Несмотря на это, она продолжала учиться и наравне с молодёжью театра занималась во всяких кружках и семинарах по повышению актёрского мастерства.
Творческий успех Марии Васильевны рос и рос. Ей было присвоено звание Заслуженной артистки республики. Избирали её и в депутаты районного совета.
 В 1960 году, в зале ВТО, театр отмечал её 70-летие. Зал был переполнен.

Лучшие актёры московских театров, режиссёры, композиторы, художники и, конечно, кинохроника пришли поздравить талантливую актрису цыганского театра. Когда началось чествование, Марию Васильевну торжественно вывели на сцену старейшие актрисы, звёзды Малого театра. 
 После выступления многочисленных делегаций, подарков и цветов Мария Васильевна встала, низко поклонилась всем – и тем, кто был на сцене, и кто был в зале, и тут же развернула, как крылья, цыганскую шаль и запела… Запела весёлую народную песню. И закончив её, перешла в танец… старинный таборный танец – величественный и благородный.
Весь зал встал!
Все стояли и бурно аплодировали 70-летней артистке.

Умерла она в 1964 году так и не получив заслуженного звания «Народная» актриса…., хотя она была по-настоящему народная!

Размещено 19-02-2012 в сообществе СТАРИННЫЕ ЦЫГАНСКИЕ ПЕСНИ И РОМАНСЫ Ссылка: http://my.mail.ru/community/gipsyromanses/41F8F5591456EF83.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий