Валерьян Поляков


Поляков и без гитары — это не Поляков.
Евгений Весник.
Валериан Егорович Поляков (1907–1967) - выдающийся цыганский гитарист, аккомпаниатор-аранжировщик, известный артист театра Ромэн. Один из сыновей руководителя московских цыганских хоров Егора Полякова.
 Валерьян Поляков родился в  1900 году в Москве. С юных лет состоял гитаристом в семейном хоре Поляковых, прошел великолепную школу игры на гитаре у лучших гитаристов отцовского хора, в котором тогда пели исполнительницы песен и романсов З.А.Давыдова, О.Степанова и др. В годы НЭПа   Вава Поляков выступал в ресторанах вместе с Лялей Черной и отцовским хором. Играл для Сергея Есенина, в частности летом 1924 г. С.Есенин присутствовал на выступлениях цыганского хора Егора Полякова. Гитару Валериана Полякова можно услышать больше чем на 20 советских  пластинках, выпущенных в 1937-1945 гг. , он записывался на студиях как гитарист-аккомпаниатор,  вместе с участниками своего прославленного гитарного трио И.Ром-Лебедевым, и Р.Мелешко аранжировал множество песен и романсов.Лучшие и наиболее любимые цыганские песни и романсы М.Черкасовой, В.Козина, И.Юрьевой, А.Погодина, Е.Юровской, звучат для нас с пластинок под гитару Валерьяна Полякова.
Оценить  цыганскую гитару Вавы Полякова можно на записях цыганского фольклора, в исполнении ведущих артисток театра Ромэн того времени -  Ляли Чёрной,  Марии Скворцовой, Н.Наумовой-Михайловой, Ниной Красавиной.
Квартет гитаристов на сцене театра Ромэн
 

Поёт Нина Деметр, в составе ансамбля Вава Поляков - Видео

В.Поляков был женат на исполнительнице цыганских романсов Екатерине Хапаевой, с которой записал блестящую пластинку с 2 старинными романсами.
В годы ВОВ Валериан Егорович выступал в составе концертных цыганских бригад перед бойцами Красной Армии. После войны продолжал работать ведущим музыкантом в театре Ромэн, вместе с Лялей Чёрной гастролировал по всему СССР, в последний раз записался на пластинку в начале 60-х, аккомпанируя Николаю Сличенко.

Иван Ром-Лебедев и Вава Поляков аккомпанируют молодому Николаю Сличенко
Из книги В.Кожинова "Победы и беды России"

«Известный деятель цыганской культуры И. И. Ром-Лебедев рассказывает, что Андрес Сеговия во время одной из своих гастролей в Москве, прослушав игру «семиструнника» В. Е. Полякова, дал ей самую высокую оценку, хотя, конечно, сам он играл в совершенно иной манере.
Музыка В. Е. Полякова, продолжавшего традиции Соколова и Васильева, стала первой вдохновляющей основой для крупнейшего, по общему признанию, современного мастера семиструнной гитары Сергея Дмитриевича Орехова. Еще в отроческие годы он восторженно слушал грампластинки с записями игры В. Е. Полякова. Позднее он встретился с ним, а также с учениками Соловьева, сохранившими верность семиструнной гитаре, — В. М. Юрьевым и М. Ф. Ивановым. И в искусстве С. Д. Орехова как бы вновь соединились две ветви, восходящие к М. Т. Высотскому, но надолго разошедшиеся.
Валерьян Егорович Поляков
 ....
Высотский был прямым учителем прославленного хоровода и прекрасного гитариста Ивана Васильева, который передал эстафету дальше прямо из рук в руки (а гитара — это можно серьезно обосновать — инструмент, высшее овладение которым подразумевает именно такую «передачу»). Одним из лучших его учеников был Михаил Александрович Шишкин, чья гитара сопровождала пение «божественной» Вари Паниной. У Шишкина учился Николай Степанович Лебедев, по прозвищу Паяла, ставший в свою очередь учителем уже упомянутого Валерьяна Полякова. Об этом рассказывал в своих недавно опубликованных воспоминаниях патриарх цыганского артистизма Иван Иванович Ром-Лебедев. Из личной беседы с ним я узнал, что Вава Поляков (так он называл его в разговоре) говорил, что играть на гитаре надо так, как играл Иван Васильев (близкий друг — о чем уже шла речь — Аполлона Григорьева и Островского). У Валерьяна Егоровича, поведал мне также И. И. Ром-Лебедев, была поразительная артистическая черта: доводя исполнение какой?либо пьесы до высшего совершенства, он вообще переставал ее исполнять и брался за другую. Это имело, понятно, тяжкие последствия: сохранилось всего несколько грамзаписей В. Е. Полякова.»

из книги Е.Весника «Дарю что помню»

 Вообще, талант нужно поощрять и поддерживать, но не пытаться разбирать по частям и полочкам. Разобранный талант уже не талант, собрать его нельзя, ибо никому не дано понять план его создания! Талантом нужно восхищаться, и поэтому все восхищались артистом Сашиным-Никольским. Его могли не любить только завистники.

Очень точно говорил об Александре Ивановиче как о музыканте-исполнителе один из лучших гитаристов Москвы, малограмотный, не знавший нот, но виртуозно тем не менее игравший на слух Шопена, Моцарта и Баха, артист цыганского театра, ныне покойный Вава Поляков. Я был приглашен в гости к Александру Ивановичу, который попросил привести с собой Полякова, о котором он был наслышан, познакомить с ним. Я передал Ваве приглашение, тот с радостью принял его, но только с условием, что пойдет без гитары.

– Поляков и без гитары – это не Поляков, – сказал я ему.

– Нет-нет-нет! Играть на гитаре при Сашине-Никольском и даже петь неприлично и нескромно. Я, может быть, и не хуже играю, но никогда никто меня так не слушал, как слушают его. Это какое-то колдовство. Как он воздействует на слушателей, чем и какими манками – не знаю и не понимаю. Единственное, на что я обратил внимание, это на паузы, на дьявольской силы паузы, которые он проживает, не делает, а проживает во время игры на инструменте и во время исполнения романсов. Если бы я позволил себе такие паузы, меня перестали бы слушать. А его в паузах слушают еще собраннее, еще сосредоточеннее, с каким-то скрытым восхищением и восторгом.
Вот, например, цыгане, да и русские исполнители никогда не делали ни одной паузы в первых строчках романса «За зеленым забориком ты не можешь уснуть». Никогда! Александр же Иванович уже за первыми двумя словами «за зеленым» позволял себе маленькую паузу; сразу после третьего слова «забориком» – вторую, да еще проигрыш, нагнетая интерес к сюжету романса. А уж после слов «ты не можешь» устраивал чуть ли не 30-секундную, что просто фантастично, паузу в тексте, заменяя его активными аккордами и проигрышем, отрывая от струн глаза, поднимая голову и проживая на глазах у слушавших какую-то сложную думку-загадку. Затем уж обрушивался, с продолжением основной мелодии в гитаре, на заключительное в строчке слово «уснуть». Я наслаждаюсь его талантом, поэтому с гитарой к нему не пойду.

Александр Иванович принял его очень тепло, но играть все же заставил на своей гитаре. Вава играл. Он волновался, но был в ударе. Александр Иванович чуть-чуть – и заплакал бы от восторга.

– Не понимаю, как ты можешь на слух играть Шопена, Баха? Это гениально! Я преклоняюсь перед тобой!

– А я перед вами, и я тоже не понимаю, как вы волшебно играете и поете, чем, какой силой околдовываете нас!

Гости давно уже разошлись, а два удивительно восторженных человека до утра пили и играли, пели и пели друг другу, то плача, то хохоча, к счастью, не понимая таинства своих талантов. Они понимали друг друга сердцем, добрыми душами и разговаривали колдовскими звуками. И всего из семи нот!




1937 Всегда и везде за тобою
Вадим Козин акк. гитары акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев
Прослушать на russian-records.com

1937 Газовая косынка
Вадим Козин акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев

1937 Зачем я влюбился
Мария Ивановна Черкасова акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев
Прослушать на russian-records.com

1937 Ночь светла
Мария Ивановна Черкасова акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев
Прослушать на russian-records.com

Не спрашивай,зачем унылой думой Мария Ивановна Черкасова  акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко

Зимняя дорога Мария Ивановна Черкасова  акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко

1937 Садо-виноградо
Ляля Черная  акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Сергей Фёдорович Шишков
Прослушать на russian-records.com

1937 Бродяга
Ляля Черная  акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Сергей Фёдорович Шишков
Прослушать на russian-records.com

1937 Хасиям (Свадебная песня невесты)
Мария Скворцова акк. гитары Валерий Егорович Поляков
Прослушать на russian-records.com

1937 Доханэ (Цыганская свадебная)
Мария Скворцова акк. гитары Валерий Егорович Поляков
Прослушать на russian-records.com

1938 Он уехал
Изабелла Даниловна Юрьева  акк. гитар  Валерьян Егорович Поляков, Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1939 Слушайте если хотите
Мария Ивановна Черкасова, акк. гитар  Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1939 Я Вас любил
Мария Ивановна Черкасова, акк. гитар  Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1939 Взгляд твоих черных очей
Нина Владимировна Красавина акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко

1939 Милая
Нина Владимировна Красавина акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко


1939 Цыганские пляски из пьесы «Цыганы» (С.Бугачевский)
Трио гитаристов Валерьян Егорович Поляков В.Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и
Ромуальд Феликсович Мелешко

1939  Цыганские напевы
Трио гитаристов Валерьян Егорович Поляков Иван Иванович Ром-Лебедев и
Ромуальд Феликсович Мелешко


1940 Газовая косынка
Вадим Козин акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев, Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Калитка
Вадим Козин  акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев,
Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Забыты нежные лобзанья
Аркадий Погодин  акк. гитар  Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Любила ль ты
Аркадий Погодин акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Но я Вас все-таки люблю
Аркадий Погодин, акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Оглянись
Аркадий Погодин, акк. гитары Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и
Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Цыганская венгерка
Трио гитаристов Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и
Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Цыганская плясовая
Трио гитаристов Валерьян Егорович Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и
Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Что делать, сердце, мне с тобой
Екатерина Хапаева, акк. гитар Иван Иванович Ром-Лебедев, Валерий Евгеньевич Поляков
Прослушать на russian-records.com

1940 Я так тебя люблю
Екатерина Хапаева, акк. гитар Иван Иванович Ром-Лебедев, Валерий Евгеньевич Поляков
Прослушать на russian-records.com

1940 Все как прежде
Екатерина Николаевна Юровская акк. фортепиано Борис Яковлевич Мандрус , трио гитаристов: Валерий Евгеньевич Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

1940 Вернись
Екатерина Николаевна Юровская акк. фортепиано Борис Яковлевич Мандрус , трио гитаристов: Валерий Евгеньевич Поляков, Иван Иванович Ром-Лебедев и Ромуальд Феликсович Мелешко
Прослушать на russian-records.com

Хасиям
Раиса Жемчужная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

Ту балвал
Раиса Жемчужная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

Бегут ручьи
Раиса Жемчужная  акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

Попляши, девушка (С.Бугачевский – И.Хрусталев)
Надежда.Михайлова  акк. квартет гитаристов: В.Е.Поляков, Р.Ф.Мелешко, С.Ф.Шишков, Н.Н.Морозов

Красный кушак (цыганская народная песня)
Надежда.Михайлова акк. квартет гитаристов: В.Е.Поляков, Р.Ф.Мелешко, С.Ф.Шишков, Н.Н.Морозов

Записи Ленинградского музея театрального и музыкально искусства 1946 год.
Записи из коллекции Е.Павлова были изданы фирмой "Мелодия" в 1985 году на виниловой пластинке "Ляля Черная. Цыганские песни" M60 47077

1946 Я цыганкой родилася
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Палсо было влюбляться
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 На заре не слышу
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Распошол
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Как хорошо
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Я цыган-удалец
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Челнок
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Доля
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1946 Верная манерная
Ляля Чёрная акк. гитар Валерьян Егорович Поляков и Ромуальд Феликсович Мелешко

1963 Милая
Николай Сличенко, акк. гитар Валерьян Егорович Поляков, В.Туманский

Комментариев нет:

Отправить комментарий